Швейцер Михаил Абрамович

Швейцер Михаил Абрамович (при рождении Моисей)родился 16 февраля 1920 года в городе Перми. Весной 1925 года семья переехала в Москву. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1943, мастерская С. С. М. Эйзенштейна). В 1941—1942 годах — ассистент режиссёра ЦОКС, с 1943 года работал на киностудии «Мосфильм». Был ассистентом Михаила Ромма на фильме «Человек № 217» (1944). В 1951—1953 — режиссёр документальных фильмов и видовых киноочерков на Свердловской киностудии. Первые работы в качестве постановщика создал совместно с однокашниками из ВГИКа — «Путь славы» (1949, с Б. А. Бунеевым и А. М. Рыбаковым) и «Кортик» (1954, по А. Н. Рыбакову, с В. Я. Венгеровым). Интерес Швейцера к человеческим судьбам не только в переломные моменты истории, но и в ситуации непростого нравственного выбора во вполне обыденной жизни проявился в его самостоятельных фильмах о советской деревне — «Чужая родня» (1956, по повести «Не ко двору» В. Ф. Тендрякова) и «Тугой узел» (1957, по В. Ф. Тендрякову). Последняя из лент подверглась резкой партийной критике и последующей переделке с целью упрощения и сглаживания конфликтов и характеров. Позднее она была выпущена в прокат под оптимистическим названием «Саша вступает в жизнь». Лишь в 1988 году режиссёр смог частично восстановить первоначальный вариант «Тугого узла». Следующий фильм Швейцер поставил на историко-революционную тему. Это был «Мичман Панин» (1960) с В. В. Тихоновым в главной роли. Картина имела успех, что обеспечило Швейцеру место в обойме советских кинорежиссёров первого ряда. Незаурядное мастерство позволяло режиссёру даже в пафосных, идеологически правильных произведениях («Время, вперёд!» по В. П. Катаеву, совместно с С. А. Милькиной, 1966; «Бегство мистера Мак-Кинли», по Л. М. Леонову, 1975) находить, кроме аттракционности и заострённости стилевых решений, по-своему стереоскопическое видение отображаемой эпохи. В полной мере талант Швейцера раскрылся в серии экранизаций литературной классики. В своих версиях произведений Л. Н. Толстого («Воскресение», 1960—1962; «Крейцерова соната», с С. А. Милькиной, 1987), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой телёнок», 1968), А. П. Чехов («Карусель», 1970; «Смешные люди», 1978), А. С. Пушкина («Маленькие трагедии», 1979) и Н. В. Гоголя («Мёртвые души», 1984) режиссёр бережно, внимательно относясь чуть ли не к каждому слову классиков, сохраняет и личную интонацию, меняющую свой регистр подчас в пределах одной сцены: от комической, фарсовой, эксцентрической ноты до печальной, драматической, даже трагической. В последнее десятилетие своей жизни, тяжёлое для всей российской кинематографии, режиссёр испытывал трудности с реализацией своих проектов, выпустив только два фильма — социальный фарс «Как живёте, караси?» (1992, совместно с С. А. Милькиной) и своеобразный бенефис «Послушай, Феллини!» (1993, совместно с С. А. Милькиной) с Л. М. Гурченко в единственной роли. Награды и звания: почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (26 ноября 1965 года) — за заслуги в области советского киноискусства, почётное звание «Народный артист РСФСР» (7 января 1977 года) — за заслуги в области советского киноискусства, почётное звание «Народный артист СССР» (3 мая 1990 года) — за большие заслуги в развитии советского киноискусства, орден Почёта (28 декабря 1995 года) — за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (13 марта 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства. Премии: 1977 — Государственная премия СССР 1977 года в области литературы, искусства и архитектуры (27 октября 1977 года) — за художественный фильм «Бегство мистера Мак-Кинли», 1989 — Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (27 декабря 1989 года) — за художественный фильм «Крейцерова соната» производства киностудии «Мосфильм», 1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Специальная премия за творчество), 1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Спец. приз жюри «За последовательное служение искусству и зрителю» в конкурсе «Кино для всех»), 1992 — КФ «Кинотавр» в Сочи (Приз за творческий вклад в киноискусство в Большом конкурсе, фильм «Как живёте, караси?»), 1995 — Премия «Золотой Овен», 1999 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1998 года (12 января 1999 года), 1999 — Премия «Ника» в номинации «Честь и достоинство», 2000 — Премия Мэрии Москвы в области литературы и искусства (в области кино) (15 августа 2000 года) — за выдающийся вклад в художественную культуру России (посмертно). Михаил Швейцер умер 2 июня 2000 года. Похоронен на 39-м участке Востряковского кладбища Москвы. Жена — Софья Милькина (1922—1997), кинорежиссёр и сценарист.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Яндекс.Метрика Sign In Register Site Map