Черносвитов Рафаил Александрович

Черносвитов Рафаил Александрович родился в 1810 году в Ярославской губернии в семье мелкого помещика. Образование домашние. В 16 лет в 1826 году поступил на службу рядовым в армию. Участвовал в войне с Турцией 1828-1829 г., за храбрость награжден знакам отличия ордена св. Георгия, и медалью за Турецкую войну, и произведен в прапорщики. При подавлении польского восстания в 1831 году был контужен, потерял ногу и попал в плен. Поляки лечили его вместе с участниками освободительного движения. Награждён орденом Св. Анны 3 степени с бантов. В отставку уволен в чине подпоручика с полным пенсионом и награжден орденом знакам воинского достоинства 3 степени. Дома Черносвитов занялся самообразованием, изучал физику, механику, минералогию и другие естественные науки. Будучи способным, энергичным и деятельным человеком, он смастерил себе искусственную ногу и уехал в Пермскую губернию на государственную службу. В 1838 - 1842 годах служил исправником в земском суде в Ирбитском уезде Пермской губернии. Участвовал в подавлении волнений государственных крестьян в Шадринском уезде Пермской губернии в 1841-1842 годах. 1842-1844 исправником в Пермской губернии. Через жену состоятельную ирбитскую мещанку, Черносвитов был знаком с миром купцов-предпринимателей, поэтому решил попробовать себя в золотопромышленности. В Сибири Черносвитов впервые появился в 1845, жил сначала в Красноярске, затем поехал на прииски Голубкова и Кº, занялся золотопромышленностью. Черносвитов сначала занимался устройством машин для промывки золота на промыслах Голубкова и Кузнецова, затем сам вошел в компанию золотопромышленников, искал новые месторождения золота, вел его добычу. Выполняя различные дела, связанные с золотопромышленностью, он часто переезжал с одного места на другое. Так, в декабре 1846 он возвращается в Красноярск, в феврале 1847 едет в Петербург и вновь оказывается в Красноярске в конце августа, в октябре – направляется вместе с семьей в Ирбит, время с января по май 1848 проводит в Красноярске, лето живет в Ирбите, осенью опять появляется в Петербурге и «становится» петрашевцем, т. е. попадает на «пятницы» Петрашевского (осуждённые в 1849 году участники встречи у Михаила Буташевича-Петрашевского. Будучи все в той или иной мере «вольнодумцами»). Весной 1849 Черносвитов уехал в Сибирь, первую половину мая провел в Иркутске, а затем поехал в Петербург. В дороге он и был арестован специально посланным капитаном Шевелевым на станции Камышенской, Омского округа. 21 июля его доставили в Петропавловскую крепость. Приговор военно-судной комиссии оставил его «в сильном подозрении»; по конфирмации он подлежал отправке под надзор полиции в Кексгольм. Но секретно было сообщено, что Черносвитов должен жить не в городе, а в самой крепости. Таким образом, фактически заключение в крепости для Черносвитова было продлено. Жена Черносвитова дважды – в 1852 и 1854 просила помиловать его, но оба раза получала отказ. В 1854 Черносвитов был сослан в Вологду, по коронации 1856 он был освобожден от гласного надзора, но секретный остался. Он получил возможность жить во внутренних губерниях, а затем и в столицах. В 1858 он приехал в Красноярск с семьей (жена Анфиса и сын Александр) и вновь занялся золотопромышленностью, совершая частые поездки в Россию. Несколько статей Р.А. Черносвитова появились в «Иркутских губернских ведомостях». Отметился Черносвитов и изобретательством. Он создал протез ноги и в 1855 выпустил в Петербурге книгу «Наставление к устройству искусственной ноги». Еще задолго до ареста Р.А. Черносвитов проводил опыты по постройке и испытанию летательного аппарата, управляемого человеком в воздухе. Опыты дали положительные результаты, но были прерваны арестом изобретателя. Находясь в Кексгольмской крепости, Р.А. Черносвитов продолжал работу. Вскоре после освобождения Черносвитов опубликовал в журнале «Морской сборник» за 1857 статью «О воздушных локомотивах», которая была написана в основном во время заключения автора в Кексгольме. В этой работе Р.А. Черносвитов с помощью расчетов и чертежей доказывал возможность создания управляемого аэростата. Летательный аппарат по проекту Р.А. Черносвитова имел форму дирижабля длиной около 75 метров; в качестве двигателя предполагалось использовать паровую машину облегченного веса с воздушными винтами вентиляторного типа. Машину сконструировал Черносвитов. Было у Черносвитова еще одно интересное предложение. Сидя в тюрьме он написал записку правительству «Виды на Сибирь». Позже он жил в Иркутске. Черносвитов Рафаил Александрович умер в 1868 году: «Устроить свою жизнь он уже не сумел и умер, оставив семью без всяких средств».

 

Яндекс.Метрика Sign In Register Site Map