Тарутин Александр Алексеевич

Тарутин Александр Алексеевич родился 29 октября 1909 г. в городе Оса Осинского уезда Пермской губернии. Русский. окончил ФЗУ от завода им. А.А. Шпагина в 1928 г. слесарное отделение. Работал на Пермском Паровозоремонтном заводе (завод им. А.А. Шпагина) слесарем сборного цеха. В 1930 г. по спецнабору был направлен в Ленинградскую авиационную школу, по окончании которой работал мастером по сборке опытных самолётов в ЦАГИ под непосредственным руководством А. Н. Туполева. Без отрыва от производства окончил школу пропагандистов при Московском комитете ВКП(б) и вступил в партию в 1929 г. Кроме того, он окончил курсы инструкторов парашютной подготовки при Центральном аэроклубе имени В. П. Чкалова и принимал участие в десяти традиционных воздушных парадах в Тушине. Первыми учителями А. А. Тарутина были зачинатели парашютизма в СССР Л. Г. Минов и Я. Д. Мошковский, также он учился у Н. А. Острякова, морского лётчика, будущего Героя Советского Союза, командующего ВВС Черноморского флота во время войны. А. А. Тарутин совершил много испытательных и экспериментальных прыжков, он прыгал с аэростатов, из самолётов, находящихся в штопоре, прыгал на лес и воду, днём и ночью. Всё делал для того, чтобы его опыт в экстренной ситуации помог лётчикам и спортсменам-парашютистам. В 1936 г. вместе с другими опытными советскими парашютистами ему было присвоено звание мастера парашютного спорта СССР и вручены именные часы от маршала С. М. Буденного. В первые дни Великой Отечественной войны А. А. Тарутин был направлен комиссаром эскадрильи в Ейское Военно-морское авиационное училище им. Сталина. Позднее он стал начальником ПДС 2-го минно-торпедного авиаполка ВВС ЧФ, а с мая 1942 г. инструктором ПДС отдельной парашютно-десантной роты ВВС ЧФ. Среди моряков–парашютистов он пользовался высоким авторитетом, сам непосредственно занимался парашютной подготовкой личного состава роты. Из наградного листа 1945 г.: «В период проведения Крымской и Таманской операций лично принял участие в высадке десантников в район Майкопа, Новороссийска и Крыма. Результат высадки десанта был отмечен приказом командующего Черноморским флотом, многие из участников получили правительственные награды за отличную выучку, умение, решительность. «Лично обеспечивал с начала Великой Отечественной войны боевые вылеты в полках: 5 ГАП, 30 КРАСП и ВВС ЧФ. Всего обеспечил 2120 боевых самолётовылетов парашютно-спасательным имуществом без единого отказа материальной части парашютов по его вине. В целях испытания и популяризации новых парашютов и плавсредств для морской авиации выполнил лично серию сложных прыжков с самолётов А-20-Ж, ИЛ-4, Р-10, УТ-2. Разработал и применил ЛАС-1 для истребительной авиации, составил инструкцию по вынужденным парашютным прыжкам экипажей. С самолёта А-20-Ж применил новую методику прыжков с парашютом. Разработал и поместил в печати серию научных статей по методам использования и боевого применения парашютно-спасательного имущества. К концу войны гвардии капитан Тарутин лично совершил 410 парашютных прыжков со всех типов самолётов из них: 120 – на боевом парашюте, 60 – ночью, 45 – на воду, 7 прыжков выполнено на высотах 50–100 метров от земли». А. А. Тарутин проживал в Москве, где и умер 10 октября 1984 г. Награды: орден Отечественной войны I степени (1942), орден Красной Звезды (1945), медаль «За оборону Кавказа» (1945).

Биография из книги "Из истории парашютного дела в Военно-морском флоте" авт. Г.Э.Вабищевич В.В.Топорков.

Гриф М.Л.

Яндекс.Метрика Sign In Register Site Map