Любимов Иван Иванович

Любимов Иван Иванович родился в Перми 20 мая 1838 года. Здесь получил он домашнее образование. Унаследовав 5 домов, Пермскую канатную фабрику, 12 лавок в гостином дворе, 4 амбара, пароходы, он продолжил коммерческое дело отца. Обладая духом предприимчивости и широтою взглядов в промышленных делах, он значительно расширил предприятия Ивана Филипповича. «Подвижник индустрии, … художник индустрии …Он любит индустрию, как любознательный ученый человек любит науку, или как страстный певец любит приятный музыкальный инструмент…», – писали в конце 80-х годов девятнадцатого столетия об Иване Ивановиче Любимове. А еще его называли «русским американцем». Официально он значился следующим образом: «Коммерции советник, потомственный почетный гражданин и пермский 1-й гильдии купец, член учетного комитета Пермского отделения Государственного банка, вероисповедания православного, имеет знаки отличия: ордена Св. Анны 3-й степени, Св. Станислава 2-й степени, Св. Анны 2-й степени, Св. Владимира 4-й и 3-й степеней и две золотые медали для ношения на шее на Аннинской и Владимирской ленте, из купеческих детей г. Перми». Сначала Иван Иванович занялся дальнейшим развитием своего пароходства и судоходства по Каме и устройством близ Перми механического завода ниже Слудской Свято-Троицкой церкви, основание которому было положено Тетом еще в 1858 году. Любимов со временем значительно увеличил производство завода и стал брать подряды на постройку паровых судов не только для Камы и Волги, но и для Каспийского моря. В 1877 году в навигацию на Каме открылось новое пассажирское пароходство И. И. Любимова. До этого года Любимовы имели не только буксирные пароходы. Были пущены в рейс прекрасные по устройству и удобствам пассажиров пароходы «Екатеринбург» и «Березники» американского типа и пароходы обыкновенного устройства «Пермь» и «Кунгур»[6]. На заводе Любимова зимой 1882 года шла самая деятельная работа: строились сразу 6 пароходов: один пассажирский для самого И. И. Любимова в 100 сил, пассажирский для купца Якимова в 60 сил на р. Белую, такой же для Лунегова на Верхнюю Каму и буксирные пароходы для купцов Куракина, Ушкова в Елабугу и Корнилова в Западную Сибирь. В 1887 году на судостроительном заводе впервые сооружались две паровые шхуны для Каспийского моря – «Васпуракан» и «Князь Пожарский» господам Солину и Петелину в 100 номинальных сил каждая. Назначение шхун – перевозка керосина и нефти из Баку в Астрахань. 17 июня 1883 года на судостроительном заводе произошел большой пожар, принесший убыток до 8000 руб.: было уничтожено здание котельной фабрики с находившимися в ней станками и паровой машиной[9]. Завод мог быть закрыт, и многие судостроители остались бы без работы. И. И. Любимов предоставил рабочим трудиться на восстановлении завода. О нем писали: «Его человеколюбивые, благороднейшие отношения к ближним преимущественно проявлялись на его заводах и копях. Здесь работает у него не одна тысяча народа, для которого он являлся истинным благодетелем…». В конце 60-х годов XIX в. Иван Иванович занялся солеварением. Он возобновил действие заброшенного 100-летнего Березниковского завода, поправил варницы по новому «белому» баварскому способу, и в 1872 году завод начал работать. Таким же образом был пущен в действие стоявший Дедюхинский солеваренный завод. Бедствующее безработное население воспринимало работодателя как «истинного поильца и кормильца». В 1881 году Иван Иванович совместно с бельгийцем Сольве, с французами Лутрейлем и Вагау и англичанином Тонтоном приступили в Березниках к постройке содового завода по аммиачному способу, первого в России. Акционерное общество «Любимов, Сольве и КО» было высочайше зарегистрировано в ноябре 1887 года. Со временем возник другой Донецкий содовый завод общества «Любимов, Сольве и КО». На средства И. И. Любимова проводились изыскательные работы по проведению железной дороги от Перми через Екатеринбург до того пункта на р. Тоболе, откуда свободно совершается судоходство, а в 1870 году – от Перми через Вятку до р. Северной Двины. Предприниматель хотел завести еще нефтяное производство на Кавказе, где и купил уже землю, но не успел осуществить этого дела. Иван Иванович Любимов проявил себя не только как видный промышленный деятель и заботливый хозяин для рабочих, но и как известный общественный деятель. С 1859 года началась его общественная работа. Рубеж 60-х годов XIX века – время перемен, развития общественного движения. Происходит отмена крепостного права, общество пытается помочь беднейшему населению страны. В Перми возникает общество помощи бедным, детский приют, богадельня, поддерживаются идеи образования народа, открывается женское училище, впоследствии преобразованное в гимназию, и т. д. С 1859 по 1875 годы И. И. Любимов являлся «старшиной» детского приюта, в 1866 г. – бургомистром городового магистрата. За активную материальную поддержку зарождающимся благотворительным организациям И. И. Любимов в 1866 году награжден медалью «За усердие» для ношения на шее на Аннинской ленте. Городское общество несколько раз выбирает И. И. Любимова городским головой: с 1 января 1869 года по 9 марта 1870 года, а затем с 1870 по 8 января 1875 г. и с 14 декабря 1876 г. по 18 августа 1878 года. Зная о необходимости для губернии технических специалистов, Любимов в 1873 году пожертвовал свой дом на Вознесенской площади для Алексеевского реального училища, ежегодно внося для содержания здания и учащихся 2000 руб. В 1876 году Алексеевское реальное училище было открыто министром народного просвещения. За организацию училища И. И. Любимов был награжден бриллиантовым перстнем с вензельным изображением великого князя Алексея Александровича и орденом Св. Анны 3-й степени и был избран попечителем Алексеевского реального училища. И. И. Любимов благоустроил дом Богородицкого приюта, где был директором. В 1883 – 1891 годах он состоял членом попечительного совета Мариинской женской гимназии, был избран почетным мировым судьей Пермского уезда с 1879 по 1882 годы, членом учетного комитета Пермского отделения государственного банка, действительным членом губернского статистического комитета, почетным членом научнопромышленного музея, членом совета общественной библиотеки. Городской голова И. И. Любимов заботился о благосостоянии родного города. Он выступал за замену старых деревянных тротуаров на каменные плиты, при нем были отремонтированы торговые лавки, уделялось внимание очистке рыночных площадей, содержанию и освещению городских бульваров. В 1878-м неурожайном году он выступал в думе с идеей создания хлебного запаса города и т. д. Скончался Иван Иванович Любимов в Ялте 17 февраля 1899 года. Тело его было перевезено в родную Пермь и предано земле на кладбище при Кафедральном соборе при собрании народа в несколько тысяч человек. Вдова его, Елизавета Ивановна, получила законную часть наследства, а продолжать дела стал племянник, инженер технолог Иван Михайлович Любимов.

 

Пермские епархиальные ведомости (ПЕВ), 1889. – С. 168 – 169 / ГАПО. Ф. печ. изд. № 18778.

ГАПО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 241. Л. 1 об.

Там же. Ф. 37. Оп. 1. Д. 87. Л. 122.

Дмитриев А. А. Биографический указатель памятных деятелей Пермского края. – Пермь, 1902.– С. 18.

ГАПО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 241. Л. 1 об.

Дмитриев А. А. Летопись губернского города Перми с 1845 по 1890 год. – Пермь, 1890. – С. 56, 66, 105 / ГАПО. Ф. печ. изд. № 261.

Дмитриев А. А. Летопись... Указ. соч. – С. 70.

Там же. – С. 99.

Там же. – С. 77.

ПЕВ, 1899. – С. 223 / ГАПО. Ф. печ. изд. № 18778.

Дмитриев А. А. Биографический указатель … Указ. соч. – С. 12–20.

Там же. – С. 20.

Дмитриев А. А. Летопись … Указ. соч. – С. 99.

Дмитриев А. А. Биографический указатель … Указ. соч. – С. 20.

Дмитриев А. А. Летопись … Указ. соч. С. 33, 35–36.

Дмитриев А. А. Биографический указатель … Указ. соч. – С. 20.

ГАПО. Ф. 113. Оп. 1. Д. 241. Л. 1 об.

Дмитриев А. А. Летопись … Указ. соч. – С. 46–47, 54.

ГАПО. Ф. Оп. Д. Л. 2 об. – 3 об.

Там же. – Л. 2 об. – 4 об.; Спешилова Е. А. Старая Пермь. Дома. Улицы. Люди. 1723–1917.– Пермь, 1999. – С. 257.

Дмитриев А. А. Биографический указатель … Указ. соч. – С. 20–21.

 

  МБУ «Архив г.Перми»

 

Яндекс.Метрика Sign In Register Site Map