Беляев Николай Алексеевич

Беляев Николай Алексеевич родился 27 июля 1882 г. в Белохолуницком заводе Вятской губернии, на котором работал еще его дед. Отец работал на этом же заводе плотником, плотинным мастером, мать Анна Даниловна занималась домашним хозяйством. Окончил городское четырехклассное училище, а затем учительскую семинарию в Кукарке. Получил профессию бухгалтера. В 1899 г. семнадцатилетний Николай едет на только что построенный Надеждинский завод Пермской губернии. Работал там сначала – весовщиком, а потом, до октября 1905 г. – младшим бухгалтером. В пылу Первой русской революции, молодого человека избивают черносотенцы за принадлежность к рабочей организации. Пришлось уехать домой и поправлять здоровье до июля 1906 г. В июле Беляев с новым паспортом стал искать себе работу в городе Перми. Поступает на работу в Управление Пермской железной дороги конторщиком главной бухгалтерии. В Управлении Пермской дороги работал до 1917 года, последовательно изучал железнодорожное хозяйство и по мере этого продвигался по служебной лестнице: конторщик, счетовод, делопроизводитель, руководитель счетно-финансовой службы. Н.А. Беляев продолжает заниматься политической и профсоюзной работой. В начале Февральской революции в Нижнем Тагиле его выдвигают от большевиков кандидатом в Учредительное собрание. В феврале 1917 г. в Пермском узле дороги участвует в создании оргбюро – ядра будущего Союза железнодорожников. В марте состоялся съезд, на котором Беляева избирают председателем участкового комитета Союза железнодорожников, в каковой должности он и работает по совместительству с основной. В июне на дорожном съезде железнодорожников его избирают еще и членом президиума Главного дорожного комитета. Осенью комитет провел Всероссийскую забастовку железнодорожников. В январе 1918 г. состоялся дорожный съезд, на котором Беляева выбирают делегатом на Чрезвычайный Всероссийский съезд. Тогда же Н.А. Беляев проходит курс всеобщего военного обучения на курсах, организованных Главным дорожным комитетом. Вступает в РКП(б). Осенью 1918 г. чехословаками были захвачены Северо-Восточная Уральская дорога и часть Западно-Уральской. В этой сложной обстановке по предложению НКПС и Уральского областного исполнительного комитета была избрана коллегия Верхне-Уральского округа путей сообщения, а в октябре 1918 г. был сформирован и сам Округ. Беляеву как члену коллегии было поручено заведование финансово-экономическим отделом Округа. Параллельно он занимается организацией рабочих, их вооружением и сведением в отряд во время наступления на Урал Колчака и чехословаков. По мере изменения фронтовой обстановки менялись и границы освобожденных участков дороги, потому до февраля 1921 г. Н.А. Беляеву довелось исполнять должности комиссара и заведующего бухгалтерией на Вятском отделении, затем – те же на Пермском отделении; начальника счетно-финансовой службы Пермской железной дороги. В феврале 1921 г. А.Н. Беляев был перемещен в НКПС в качестве начальника администрации, а потом – заместителя начальника управления НКПС. В апреле 1922 г. был перемещен вновь на Пермскую дорогу и работал начальником счетно-финансовой службы. В марте 1923 г. НКПС командирует Николая Алексеевича за границу – в Германию и Швецию. Из заграничной командировки он вернулся в мае, а в июне получил назначение врид. уполнаркомпути и председателя Правления Пермской железной дороги. С 9 марта 1927 г. – начальник Омской железной дороги. В 1928 г. НКПС разработал план реконструкции железнодорожного транспорта страны, одним из самых сложных звеньев которого стала реконструкция сибирских магистралей. Поэтому на дорогах поощрялась любая инициатива рабочих. В апреле 1929 г. коллектив Омской железной дороги в числе передовых железных дорог страны включился в социалистическое соревнование. В 1930 году был издан Приказ народного комиссара путей сообщения по личному составу: «Освобождается: Директор Омской железной дороги Беляев Н.А. с 1 ноября с.г. и поступает в распоряжение НКПС с указанного числа. 9 ноября 1930 г. Народный комиссар путей сообщения». Между тем известно, что примерно в эти дни Н.А. Беляев скоропостижно скончался, не дожив до своего 50-летия.

 

Яндекс.Метрика Sign In Register Site Map